ОСОБЕННОСТИ АУТСОРСИНГА БУХГАЛТЕРИИ В РОССИИ

В настоящее время одним из самых сложных форм современного аутсорсинга в России является аутсорсинг бухгалтерии, и причин этому много. Сегодня аутсорсинг финансовых функций, к которым относится и аутсорсинг бухгалтерии, в России развивается на должном уровне. Многие руководители предприятий поняли, что лучше сотрудничать в этом вопросе с настоящими профессионалами своего дела.

Однако в настоящее время широкому распространению аутсорсинга бухгалтерии в нашей стране препятствует ряд факторов, о который и пойдет речь ниже.

Объективные барьеры

Самым главным объективным барьером, препятствующим более стремительному развитию аутсорсинга бухгалтерии в России, является отсутствие соответствующей нормативной базы. В настоящее время стороны бизнес-процессов заключают договора, руководствуясь общепринятой терминологией и общероссийским законодательством.

Но, практика показывает, что не всегда такие договоры составлены грамотно и в полной мере учитывают специфику данной деятельности - особый характер взаимоотношений аутсорсера (поставщика услуг) и клиента. Так, применение бухгалтерского аутсорсинга основано на достаточно высоком уровне управленческих знаний и опыта. Поэтому при оформлении договорных отношений должны быть четко определены цели и задачи работы, ясно сформулированы процедуры деятельности и организационные регламенты.

Также в договоре должны быть четко прописаны недвусмысленные критерии оценки выполнения работы, указаны ясные обязанности и определены пределы ответственности. Привлекая исполнителя-аутсорсера, целесообразно продумать, обговорить и документально зафиксировать упомянутые аспекты сотрудничества. Но, по мнению экспертов рынка, к такому детальному обсуждению работы профессионально готовы не все руководители.

Психологические барьеры

Значительным препятствием развития аутсорсинга бухгалтерии в России также является неготовность многих руководителей доверить внутреннюю информацию внешним исполнителям. А аутсорсинг бухгалтерского учета, как раз и подразумевает, что руководство фирмы предоставит доступ аутсорсеру к сведениям и документам, часто относящимся к коммерческой тайне предприятия.

И даже если особых секретов в доверяемой информации не содержится, но преступить черту и доверить «сокровенное» посторонним людям многим руководителям не так-то просто. Также и у аутсорсера могут возникнуть свои психологические барьеры, когда при общении с потенциальным заказчиком ему нужно раскрыть свои преимущества и собственные методики.

Сложность управления отношениями

Сложность управления отношениями также является одним из факторов, тормозящих активизацию процесса аутсорсинга бухгалтерии на российском рынке. Так, часто возникает непонимание по поводу степени вовлечения в процесс определенного круга сотрудников заказчика, имеющих непосредственное отношение к бухгалтерскому учету на предприятии.

Например, указанные сотрудники могут предоставлять искаженную информацию и даже оказывать серьезное сопротивление внешнему исполнителю. Поэтому при определении партнера-аутсорсера руководству компании нужно исходить из стратегических целей, а не искать поставщика дешевых, но качественных услуг.

В этом плане эксперты считают, что оптимальным вариантом сотрудничества будет являться ситуация, когда сумма контракта находится на уровне 10-15% от общей выручки аутсорсера. Тогда все участники данного бизнес-процесса, с одной стороны, будут заинтересованы в плодотворном сотрудничестве, а, с другой, будут относительно независимы друг от друга.

 
Оставить заявку