Адвокат Карафелов А.М. о бухгалтерском аутсорсинге

 
Не более 15 лет назад, слово «аутсорсинг» с трудом выговаривался даже теми, кто представлялся поставщиком данных услуг. Непонимание отечественным бизнесом сути данного направления было вполне объяснимо. В то время даже Америка, идущая впереди планеты всей, делала неторопливые шаги в перенастройке своих бизнес-процессов на аутсорсинговый лад.
 
Аутсорсингский рынок в России строился не от потребителя в нем нуждающегося, так как об аутсорсинге мало кто знал и слышал, а от аутсорсеров, увидевших емкость и привлекательность данного направления.
 
Главными мотивами аутсорсеров в продвижении данных услуг стала дешевизна и высокое качество. При том, что эти два показателя, как правило, являются взаимоисключающими. Российских аутсорсеров это не смущало. И этот парадокс имел свое объяснение.
 
Дешевизна объяснялась тем, что компании, специализирующиеся на предоставлении аутсорсинговых услуг таким образом организовывали свое производство, что процессы разбивались на узкие задачи, для выполнения которых не требовались специалисты высокой квалификации. То есть компания, оказывающая, к примеру, услугу по организации бухгалтерского и налогового учета в компаниях заказчиков, организовывала производство конвеерного типа, где на основной массе операций были задействованы специалисты невысокой квалификации с невысоким уровнем заработной платы. С учетом этого конечная услуга для потребителей была относительно невысокой.
 
Те компании, которые организовывали свой бухгалтерский и налоговый учет силами своего штатного главбуха, вынуждены были платить ему относительно высокую зарплату, при том, что он выполнял и сложную и простую работу, так как представлял бухгалтерию в своем единственном лице. Понятно, что это справедливо только для определенного слоя компаний, у которых вся бухгалтерия состоит из одного главбуха, при том, что это свойственно для большинства компаний малого бизнеса.
 
Кроме того аутсорсеры справедливо замечали, что обратившиеся к ним заказчики экономят затраты на офисные площади, организацию рабочих мест, оргтехнику и программные продукты, зарплатные налоги и так далее, что является неоспоримой выгодой.
 
Высокое качество своих услуг аутсорсеры декларируют за счет того, что они, в отличие от своих заказчиков, могут позволить себе иметь в штате специалистов высокой квалификации и различной специализации. Эти специалисты не участвуют в решении текущих производственных процессов, а привлекаются к решению нестандартных или сложных задач. Эти возможности явились привлекательными для заказчиков и становились веским аргументом в перенастройке на аутсорсинг.
 
Во всем этом была доля правды, но и доля лукавства. Правда заключалась в том, что аутсорсеры действительно обходятся дешевле, чем собственная бухгалтерия. Кроме того, аутсорсеры более надежный инструмент, так как исключают для заказчика проблемы человеческого фактора. Заказчик имеет дело с юридическим лицом, коим является аутсорсер, а это всегда проще, чем выстраивать свои отношения с конкретным человеком, при том еще и занимающим ключевую позицию в штатном расписании. Юридическое лицо не болеет, не психует и не учит тебя жизни.
 
Но если, как я отметил, существует доля правды, должна присутствовать и другая доля, которой является качество. Все-таки аутсорсеры, которые обходятся дешевле, чем штатные главбухи не смогли зарекомендовать себя на рынке бухгалтерских услуг конкурентами главбухов в плане качества организации бухгалтерской и налоговой отчетности.
 
Не произошло чуда. Главбух при том, что обходится дороже, имеет возможность глубоко разобраться в сути деятельности своей компании, приемах ее работы, правовых и налоговых нормах своей отрасли, имеет больше времени на составление первичных документов, и всегда готов защитить собственноручно составленную отчетность.
 
Так что, аутсорсеры в своей мотивации в пользу ухода от штатной бухгалтерии под их крыло лукавят по поводу обеспечиваемого ими качества? И никто этого не замечает? А если замечает, то почему же развитие аутсорсинговых услуг все же происходит?
 
На эти вопросы ответ есть и он лежит на поверхности. Качество налоговой и бухгалтерской отчетности не является таким уж значимым и важным для компаний фактором. Дело в том, что такие явления, о которых не перестают говорить и с которыми не прекращают бороться, как зарплата в конвертах, обналичка и так далее, подразумевают определенные действия, которые сводятся к тому, что бизнес выводит свободные средства со своих счетов на…., назовем их так «специальные компании», которые в свою очередь эти средства обналичивают.
 
После того как это происходит, уже совсем не важно, на сколько качественно составлена бухгалтерская и налоговая отчетность в компании, таким образом распоряжающаяся своими свободными средствами. Налоговики при проверке не станут утруждать себя более глубокими исследованиями, нежели теми, которые лежат на поверхности. Собственники компаний это понимают и стараются, чтобы срок жизни их компаний был настолько коротким, чтобы свести риск попасть под налоговую проверку к минимуму.
 
То есть важным становится не столько качество бухгалтерской и налоговой отчетности, сколько просто не привлекать к себе дополнительного внимания. Для этого просто надо сдавать отчетность вовремя. А сдать вовремя аутсорсеры, конечно, могут. Причем дешевле, чем штатные главбухи.
Оставить заявку