Бухгалтерский аутсорсинг: актуальные вопросы

Начиная разговор о бухгалтерском аутсорсинге и о возможных направлениях его развития, имеет смысл вспомнить – чем является на практике бухгалтерский учет и какие он выполняет функции на предприятии. Бухгалтерским учетом называют упорядоченную систему сбора информации о финансовом состоянии предприятия и ее обобщения.

Говоря о бухгалтерском учете, можно подразумевать как широкий смысл этого понятия, так и более узкий. Английский язык, например, предлагает два термина, отражающих суть бухучета, - «Счетоводство» и «Финансовый учет», если дословно. Люди, далекие от этой сферы, обычно представляют себе бухгалтерский учет как упрощенную работу, связанную с подсчетами и цифрами.

По этой причине стоит кратко остановиться на терминах и понятиях, обозначающих главные функции бухгалтерского учета.

Регистрирующая

Регистрация в первичных документах для учета отражает факты, происходящие в хозяйственной жизни предприятия.

Информационная

Эту функцию можно назвать главной в системе управления предприятием. После того как хозяйственные операции зарегистрированы в соответствующих документах, их надлежит определенным образом систематизировать. Это необходимо для того, чтобы заинтересованные пользователи могли получить нужные им данные.

Согласно произведенным расчетам, бухгалтерская информация составляет 70% от всего объема экономических данных. Задача системного бухгалтерского учета – собирать, фиксировать и накапливать обобщающие и аналитические данные, которые касаются состояния имущества и его движения, источников появления этого имущества, всевозможных хозяйственных процессах, а также о конечных результатах той хозяйственной и финансовой деятельности, которая выполняется организацией.

Функция обратной связи

Благодаря системному бухгалтерскому учету работники управления могут получить любые фактические данные, относящиеся к деятельности головного офиса и подразделений предприятия за какой-либо период времени. Бухгалтерская информация помогает обеспечивать контроль выполнения плановых показателей, соблюдения норм, стандартов, смет. Пользуясь бухгалтерскими данными, руководитель предприятия всегда может проконтролировать экономное использование имеющихся ресурсов.

Аналитическая функция

Чтобы проанализировать как финансовую, так и производственно-хозяйственную деятельность организации, а также ее подразделений, целесообразно воспользоваться бухгалтерской информацией – при условии, что она является достоверной и обоснованной с юридической точки зрения. Аналитическая и информационная функции тесно связаны между собой. Бухгалтерская отчетность строится по определенным принципам: документы отражают не только сиюминутные данные, но и их динамику за некий отрезок времени – как правило, минимум за два отчетных периода. То есть имеется возможность отследить изменение в ту или иную сторону отдельных цифр.

Контрольная функция

Контролем называют процесс, благодаря которому можно сделать выводы относительно достижения предприятием поставленных целей. Контроль можно разделить на три разновидности: предварительный, текущий и заключительный. Предварительный контроль в большинстве организаций применяется по отношению к человеческим ресурсам, а также к финансовым и материальным.

Текущий контроль подразумевает постоянный контроль, выполняющийся в ходе работ. Если работа проверяется регулярно, если все появляющиеся вопросы и проблемы обсуждаются немедленно, если тут же появляются предложения по усовершенствованию работы, - можно не беспокоиться об отклонении от планов предприятия. Если же на отклонения никто не обращает внимания, они имеют тенденцию к развитию, что приводит к серьезным трудностям в работе предприятия.

Заключительный этап контроля осуществляется немедленно по окончании контролируемой деятельности. Кроме того, такой контроль может последовать спустя определенный период времени. Результаты, которые получены в ходе контроля, сравнивают с требуемыми, таким образом, можно определить степень результативности.

Обеспечение сохранности собственности

Цель этой функции – усиление контроля. Чтобы реализовать обеспечение сохранности собственности предприятия, проводится инвентаризация. Если не обеспечить эту функцию учета – теряется смысл деятельности предприятия, смысл ведения бизнеса.

Подытоживая все вышесказанное, можно определить задачу, которую следует принять во внимание при переходе на бухгалтерский аутсорсинг:

  • вместе с партнером решить, какие именно функции бухгалтерского учета имеет смысл передать фирме-аутсорсеру;
  • определить, какие услуги являются необходимыми;
  • решить, какая часть работ по учету должна остаться у заказчика.

Из истории российского аутсорсинга

Интересно, что существование бухгалтерского аутсорсинга началось еще во времена Советского Союза. Тогда были известны следующие формы этого вида деятельности:

  • Передача сторонней организации бухгалтерских функций, касающихся расчетов с персоналом, то есть оплаты проделанной работы. Для такого шага имелись определенные экономические предпосылки. Дело в том, что в 70-е годы персональных компьютеров попросту не существовало, из всей вычислительной техники были известны лишь ЭВМ, которые находились в специальных вычислительных центрах. Те предприятия, на территории которых не имелось соответствующей техники, заказывали расчет заработной платы и удержания налогов в вычислительных центрах.
  • Частичное выполнение контрольной функции сторонними организациями. Было широко распространено проведение ревизий, для которых приглашались сторонние специалисты. Чаще всего предприятия, которые находились под началом одного главка, проверяли раз в год. Действовала так называемая система перекрестных проверок. Для проведения ревизии привлекалась не специализированная организация. Специалисты, работающие в одной организации, отправлялись проверять работу другой. Цель и результат осуществления подобных перекрестных ревизий – обмен опытом. В этом случае как руководитель, так и главный бухгалтер могли быть уверены в том, что учет ведется правильно.
  • Проверка вышестоящими организациями низших звеньев. В составе вышестоящего предприятия, как правило, находился ревизор, которому вменялась в обязанности проверка подведомственных предприятий.

Описанные формы, строго говоря, не являются аутсорсингом, как мы его сегодня понимаем, потому что осуществлялись или в подведомственных организациях, или между предприятиями одной отрасли. И все же зачатки аутсорсинга здесь можно увидеть без труда – часть бухгалтерских функций выводилась за пределы организации.

Во времена Советского Союза система ведения бухгалтерского учета отличалась четкостью и строгостью. На каждом предприятии был обученный персонал, готовились квалифицированные кадры.

Очень желательно применение удачных наработок прошлого в дне сегодняшнем. В осуществлении хозяйственной деятельности современных фирм вполне можно воспользоваться «хорошо забытым старым». Однако сегодня бухгалтер предприятия зачастую остается наедине со своими профессиональными проблемами. Не всегда он получает помощь от руководства, а ведь руководитель, согласно действующему законодательству, несет ответственность за правильную организацию на предприятии бухгалтерского учета.

Характерно, что определенные проблемы существуют в бухгалтерском учете всегда – даже в тех случаях, когда этой работой занимается опытный главный бухгалтер. Ведь ошибки в такой сложной деятельности могут быть связаны не только с пробелами в знаниях, но и с тем, что часто просто необходим взгляд со стороны. Если руководитель экономит на проведении ревизий, это нередко вызывает беспокойство бухгалтера: он постоянно думает, не забыл ли он что-то сделать, правильно ли понял тот или иной нюанс, все ли факторы учел. Кроме того, такая экономия становится причиной недопонимания, развившегося между руководителем предприятия и бухгалтерией. Наконец, повышается вероятность финансовых потерь организации.

Аутосорсинг в России продолжал развиваться, и очередной этап этого развития пришелся на 90-е годы. Благоприятной почвой для бухгалтерского аутсорсинга стал аудит. Стремительно развивался рынок услуг, множились аудиторские компании. Скоро их сотрудники поняли: клиенты нуждаются не только в проверках. Им необходимо содействие в организации рационального ведения учета.

Вторая часть статьи посвящена существующим сегодня моделям бухгалтерского аутсорсинга, которые используются организациями малого, среднего и крупного бизнеса. Кроме того, вы сможете узнать о типичных проблемах, с которыми сталкиваются аутсорсинговые компании и заказчики в начале своего сотрудничества.

Оставить заявку